Рассматриваем сокровища музея-усадьбы «Кусково» и узнаем, кто изобрел граненый стакан, откуда пошло выражение «под мухой» и кто первым разбил бокал на счастье.

11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна, созданного, вероятно, одной из самых известных советских художниц. До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.

Мутное прошлое

Граненый стакан стал поистине народным только в Советском Союзе, хотя его появление в России связывают с именем Петра I. Мастер Императорского стекольного завода якобы преподнес изделие монарху, который, «откушав из оного полынной водки», сказал: «Стакан осанист, и по руке впору!»

1

. Согласно легенде, более всего царя прельстило то, что грани делали стакан удобной посудой для флота — такой не упадет и не укатится во время качки.

Вероятнее всего, производство первых граненых стаканов в России было налажено после 1713 года на отвоеванном в результате Северной войны стекольном заводе в Ямбурге. Согласно записям шведского дипломата К.Р. Берка, имевшийся там кустарный завод «при русском правлении» был значительно улучшен, «и делали там не только стаканы, но также оконное и зеркальное стекло»

2

.

А повсеместно граненые стаканы вошли в обиход в 1860-е годы, когда на Гусь-Хрустальном, Дятьковском и Уршельском стекольных заводах промышленников Мальцовых был налажен массовый выпуск изделий из прессованного стекла. Такой способ производства делал их дешевыми — цены начинались с 0,5 копейки, а распространение в 43 городах империи — общедоступными. Поэтому не стоит удивляться тому, что культовая посуда, лишенная буржуйского пафоса, оказалась в центре внимания строителей нового мира.

Д. Веласкес. Завтрак. Около 1618-1619 годов.

Версия вторая, металлургическая

Если в случае с Верой Мухиной практически нет доказательств, то авторство советского инженера и профессора геологии Николая Славянова можно подтвердить: в его дневниках есть рисунки металлических стаканов с 10, 20 и 30 гранями. Предполагалось, что выглядеть он будет так:

история граненого стакана

Даже памятник Славянову установлен на граненом монументе.

история граненого стакана

Ленин — Бухарину: без стакана не понять

В начале 1921 года граненый стакан, например, стал предметом внутрипартийной полемики на высшем уровне. В ходе дискуссии о профсоюзах В. Ленин на примере стакана пытался популярно объяснить своему политическому противнику Н. Бухарину и остальным большевикам основы диалектики: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки…»

3

.

Кадр из фильма

Сам Ильич любил чаевничать и использовал диалектическую посуду по основному назначению — в материальном фонде ЦГА Москвы хранится принадлежавший ему стакан. А вот миллионы советских людей находили граненому стакану все новые и новые применения.

Экспедиция «СОЮЗа» побывала на родине граненого стакана

В начале 1940-х годов на Гусевском заводе начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. 11 сентября 1943 года с конвейера вышла первая партия 16гранных стаканов нового, советского образца. Сырье для них варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и затем гранили в специальных чугунных формах. Послевоенные стандартизированные стаканы имели 6,5 см в диаметре и 9 см в высоту, ободок, число граней варьировалось от 16 до 20, хотя встречались и исключения. 16 граней первых стаканов связывают с числом советских республик.

В 1950-е годы миллионы дешевых (от 7 до 14 копеек в рознице) и прочных стаканов наводнили страну.

Школьная столовая эпохи СССР.

Версия четвертая, иностранная

На картине Диего Веласкеса «Завтрак» на столе стоит стакан с дугообразными гранями. Некоторые исследователи считают это произведение достаточным доказательством того, что граненый стакан придумал неизвестный иностранный мастер, а вовсе не русский стеклодув или инженер.

история граненого стакана

Загадка граненого стакана

Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.

Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918 год

Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду.

Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом.

Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы

Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:

— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя. В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.

Первое стекло

Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.

При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.

Стопа с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца. Стекло бесцветное, гравировка. Измайловский завод, начало XVIII века

Виолетта Микитина:

— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.

Хитрые стаканы Вершинина

К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.

На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.

Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.

Стакан с двойными стенками с изображением сельского пейзажа и надписью «Видъ ландшафта рыбной ловли». Завод Бахметьевых, начало XIX века. Стекло прозрачное бесцветное, гранение, роспись золотом, межстеклянный ландшафт выложен из бумаги, соломы, камешков, ракушек, мха

Виолетта Микитина:

— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.

Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.

Стакан с изображением охотничьей сцены и надписью на основании «Вид наполдень охотника стреляющего птицъ 1797». Завод Бахметьевых, 1797 год. Стекло синее, роспись золотом и серебром

Насекомые-обманки

Виолетта Микитина:

— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.

Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.

Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».

Многогранная история гранёного стакана: кто же его изобрёл?Многогранная история гранёного стакана: кто же его изобрёл?

Молочное стекло

Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.

Стопа с портретом фельдмаршала Блюхера. Императорский стеклянный завод, 1810-е годы. Хрусталь бесцветный, резьба, наклад молочного стекла, роспись эмалью, золочение

Виолетта Микитина:

— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.

«Дедушка» хрусталя

Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.

Виолетта Микитина:

— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.

Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.

Стакан с изображением портрета генерала-фельдмаршала Остен-Сакена. Россия, первая четверть XIX века. Стекло бесцветное, гравировка «русский камень»

Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».

О советском происхождении гранёного стакана

Итак, вернёмся к Вере Мухиной. Версию о том, что она изобрела эту посуду, по вполне понятным причинам можно отвергнуть. Но вот документальных свидетельств о том, что она непричастна к его модернизации — нет. Поэтому остаётся лишь довериться историкам, утверждающим, что именно Вера Мухина доработала гранёный стакан, укрепив его дно и добавив ободок по верхнему краю.

Усиленное дно придало и так довольно прочным стаканам дополнительной «живучести». Именно благодаря ей они были едва ли не единственной посудой, способной пережить обработку в первой советской посудомоечной машине, которой оснащались заводские столовые и общепиты. Поговаривают даже, что герой сегодняшнего исследования создавался именно под эту технику.

А вот ободок предназначался для повышения удобства: мол, грани вынуждали потребителей сильнее напрягать губы, дабы не пролить содержимое посуды, а вот с ободком как-то полегче стало. Это объяснение вызывает серьёзные сомнения (люблю пить чай с гранёного стакана, но о каком напряжении губ идёт речь — понятия не имею).

Стаканы в подстаканниках

@Marta_Meles

Дореволюционная история

Взяв за аксиому более раннее происхождение символа советского общепита, я начала искать информацию по официальным страничкам различных музеев. И таки нашла кое-что занятное.

Версия первая — о происхождении названия посуды

Если верить этой версии, то первые прототипы гранёных стаканов были изобретены ещё на Руси. Тогда их изготавливали из дерева или, вернее, из подогнанных друг к другу дощечек. Называлось это чудо достаканом, что могло быть заимствованием из тюркского языка, в котором есть слово «тустыган», обозначающее «чаша».

Эта же версия и поясняет ободок на «настоящем» гранчаке — мол, это так отразилась форма деревянных предшественников, прихваченных металлическим ободком (чтобы дощечки не рассыпались). Правда, тогда непонятно, куда нижний ободок подевался, но это так, риторика.

Версия вторая — подарок Петру I

История гласит, что именно Пётр Первый одобрил производство стеклянных гранчаков после того, как Ефим Смолин презентовал государю один образчик. Стекловар уверял, что такая посуда хорошо подойдёт для флота, ибо обладает серьёзным запасом прочности, а грани не позволят стакану скатываться со стола во время качки. Пётр I тотчас же проверил прочность посуды, сначала выпив из неё водки, а затем швырнув опустошённый сосуд на землю.

Стакан силушки богатырской не выдержал. Но даже несмотря на это был одобрен правителем. Как результат, за четыре последних года правления Петра было произведено 13 тысяч гранчаков.

Крестьянский ужин

@Ihtar

Версия третья — металлический стакан

Историки разыскали сохранившиеся чертежи Николая Гавриловича Славянова (он придумал метод дуговой сварки), на которых были изображены стаканы с 6, 8, 20 и 30-ю гранями. Правда, изобретатель предлагал изготавливать их из металла (поговаривают, что в запасниках Мотовилихинского музея должен отыскаться такой образчик), но не в этом суть.

Гораздо интереснее в этой истории то, что эти чертежи могли попасть на стекольный завод в Сылве — по тем временам предприятие довольно развитое и охочее к запуску новинок. А с такого передовика брали пример и другие российские заводы, в том числе и находящийся в городе Гусь Хрустальный, первым перенимающий новинки от любителей экспериментов.

Какой гранёный стакан считать настоящим

С оглядкой на то, что все перечисленные версии имеют серьёзный разбег во времени, выдвигать на первое место любую из них не имеет смысла. Но это же обилие вариантов порождает второй вопрос — а какую же из версий гранёного стакана считать именно тем самым достоянием СССР?

Стакан и молочная бутылка

@Artem_Apukhtin

Споры на эту тему не утихают по сей день, что служит лишним доказательством популярности гранчака. По этой же причине нет и единого мнения. Но если всё же выбрать наиболее популярные модели этой посуды, то на первое место выйдут губастые стаканы — те самые, с ободком.

Дальше чуть сложнее: в советское время выпускались гранёные стаканы разного объёма (50, 100, 150, 200, 250, 350, а в одном из источников даже встретился вариант 290 миллилитров).

Объём 250 миллилитров (200 — по ободок и ещё 50, если налить доверху) — довольно распространённый вариант в советских общепитах. Да и среди простого населения он тоже пользовался популярностью, поскольку каждая хозяюшка умела с его помощью вычислять необходимое количество кулинарных ингредиентов.

А вот в автоматах для газировки чаще ставились стаканы объёмом 200 мл. По одной из версий, именно эти гранчаки стали излюбленным инвентарём тех, кто «соображал на троих», ведь если наливать по ободок, то в такую ёмкость поместится 167 мл напитка. Бесспорное удобство при разливе поллитрушки в три посудины, не так ли?

Что же касается граней, то здесь ещё сложнее, ведь гранчаки-то выпускались с 10, 12, 16, 17, 18 и даже 20 гранями. Правда, чем больше их было, тем дороже стоила посуда. Для сравнения: десятигранный стоил 3 копейки, а двадцатигранный — 14 копеек.

Рубрики: Посуда

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

// Remove bad images