Мы видели его в поездах и общепите, в отечественных фильмах и на кухне родителей. Вездесущий гранёный стакан является одним из главных символов советского времени.

Почему гранёный стакан стали называть губастым

А если верить некоторым историкам, то и более ранних периодов развития страны. По некоторым данным, впервые люди прибегли к данной посуде во времена переплавки колоколов Петром Великим.

Загадка граненого стакана

Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.

Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918 год

Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду.

Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом.

Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы

Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:

— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя. В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.

Первое стекло

Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.

При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.

Стопа с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца. Стекло бесцветное, гравировка. Измайловский завод, начало XVIII века

Виолетта Микитина:

— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.

Как ухаживать за стаканом

Минимальный уход – еще один аспект в пользу популярности стакана. Потемневшую со временем емкость можно отмыть при помощи обычной соды. Для ежедневного мытья можно использовать любые моющие средства. Настоящий классический стакан не боится очистки в посудомоечной машине.

И все же, не рекомендуется наливать в имеющуюся продукцию слишком горячий чай. Кто знает, может именно эта единица окажется из той партии бракованных товаров, когда были не совсем доработанные в местных условиях европейские примеси и технологии.

Губка с моющимДля ежедневного мытья можно использовать любые моющие средства.

Сейчас классические граненые стаканы с соблюдением советских стандартов не изготавливаются, а выполняются только на заказ. Винтажности и налета антикварной вещи помогут придать грамотно подобранные подстаканники. При соблюдении нехитрых правил в уходе, стакан способен прослужить еще долгие годы.

Хитрые стаканы Вершинина

К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.

На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.

Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.

Стакан с двойными стенками с изображением сельского пейзажа и надписью «Видъ ландшафта рыбной ловли». Завод Бахметьевых, начало XIX века. Стекло прозрачное бесцветное, гранение, роспись золотом, межстеклянный ландшафт выложен из бумаги, соломы, камешков, ракушек, мха

Виолетта Микитина:

— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.

Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.

Стакан с изображением охотничьей сцены и надписью на основании «Вид наполдень охотника стреляющего птицъ 1797». Завод Бахметьевых, 1797 год. Стекло синее, роспись золотом и серебром

Насекомые-обманки

Виолетта Микитина:

— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.

Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.

Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».

Почему гранёный стакан превратился в губастыйПочему гранёный стакан превратился в губастый

Молочное стекло

Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.

Стопа с портретом фельдмаршала Блюхера. Императорский стеклянный завод, 1810-е годы. Хрусталь бесцветный, резьба, наклад молочного стекла, роспись эмалью, золочение

Виолетта Микитина:

— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.

«Дедушка» хрусталя

Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.

Виолетта Микитина:

— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.

Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.

Стакан с изображением портрета генерала-фельдмаршала Остен-Сакена. Россия, первая четверть XIX века. Стекло бесцветное, гравировка «русский камень»

Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».

Мутное прошлое

Граненый стакан стал поистине народным только в Советском Союзе, хотя его появление в России связывают с именем Петра I. Мастер Императорского стекольного завода якобы преподнес изделие монарху, который, «откушав из оного полынной водки», сказал: «Стакан осанист, и по руке впору!»

1

. Согласно легенде, более всего царя прельстило то, что грани делали стакан удобной посудой для флота — такой не упадет и не укатится во время качки.

Вероятнее всего, производство первых граненых стаканов в России было налажено после 1713 года на отвоеванном в результате Северной войны стекольном заводе в Ямбурге. Согласно записям шведского дипломата К.Р. Берка, имевшийся там кустарный завод «при русском правлении» был значительно улучшен, «и делали там не только стаканы, но также оконное и зеркальное стекло»

2

.

А повсеместно граненые стаканы вошли в обиход в 1860-е годы, когда на Гусь-Хрустальном, Дятьковском и Уршельском стекольных заводах промышленников Мальцовых был налажен массовый выпуск изделий из прессованного стекла. Такой способ производства делал их дешевыми — цены начинались с 0,5 копейки, а распространение в 43 городах империи — общедоступными. Поэтому не стоит удивляться тому, что культовая посуда, лишенная буржуйского пафоса, оказалась в центре внимания строителей нового мира.

Д. Веласкес. Завтрак. Около 1618-1619 годов.

Ленин — Бухарину: без стакана не понять

В начале 1921 года граненый стакан, например, стал предметом внутрипартийной полемики на высшем уровне. В ходе дискуссии о профсоюзах В. Ленин на примере стакана пытался популярно объяснить своему политическому противнику Н. Бухарину и остальным большевикам основы диалектики: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки…»

3

.

Кадр из фильма

Сам Ильич любил чаевничать и использовал диалектическую посуду по основному назначению — в материальном фонде ЦГА Москвы хранится принадлежавший ему стакан. А вот миллионы советских людей находили граненому стакану все новые и новые применения.

Экспедиция «СОЮЗа» побывала на родине граненого стакана

В начале 1940-х годов на Гусевском заводе начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. 11 сентября 1943 года с конвейера вышла первая партия 16гранных стаканов нового, советского образца. Сырье для них варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и затем гранили в специальных чугунных формах. Послевоенные стандартизированные стаканы имели 6,5 см в диаметре и 9 см в высоту, ободок, число граней варьировалось от 16 до 20, хотя встречались и исключения. 16 граней первых стаканов связывают с числом советских республик.

В 1950-е годы миллионы дешевых (от 7 до 14 копеек в рознице) и прочных стаканов наводнили страну.

Школьная столовая эпохи СССР.

Почему стакан — гранёный

Объяснение нужно искать на внешней части изделия. Его стороны многократно срезаны, образуют «рёбра» или грани.

Когда появился стакан с гранями

На самом деле точная дата создания неизвестна. На этот счёт существует несколько теорий.

стакан без ободка

Версия первая

Одна из них гласит, что предмет был изобретён ещё во времена Петра Великого. Им пользовались моряки, нуждающиеся в устойчивой посуде.

Авторство удобной таре, которая при опрокидывании набок не спешила продолжить падение, приписывают Ефиму Смолину из Владимира.

Версия вторая

Согласно другой версии, за «рёбра» у посуды и за их изготовление методом прессования нужно благодарить американскую фирму Джервис.

Противники этой теории настаивают на том, что указанная компания знаменательна только с технологической точки зрения. А идея стакана существовала задолго до зарождения стекольного дела в США.

Версия третья

Сторонники третьей версии утверждают, что авторство принадлежит купцам Мальцовым. В 1756 г. они построили на речке Гусь первый стекольный завод. Здесь же и родилась концепция необычной посуды.

Версий много! Достоверно можно сказать лишь то, что стакан с рёбрами был широко распространён уже в первых годах 20 века.

Ещё одна версия — «мухинская»

Ну а конкретно 11 сентября связано с Верой Мухиной и с 1943 годом. В то время она руководила стекольной мастерской в Ленинграде. Она придумала модель стакана, который отличался своей устойчивостью.

Вера Мухина и ее стакан

Своими набросками поделилась с руководством, и в течение короткого времени по ним начался выпуск продукции. Самый первый стакан увидел свет на заводе Гусь-Хрустального 11 сентября 1943 года.

Справка! С того времени 11 сентября стал праздником — Днём гранёного стакана.

Сколько граней на стакане

Оказывается, количество рёбер на стенках стеклянной посуды различно. Но их число всегда чётное!

В тематическом музее, расположенном в Уршеле Владимирской области, есть сервиз с 10 гранями. А среди экспонатов гусевского Опытного стекольного завода имеется набор посуды с 20. Помимо представленных вариантов, выпускалась продукция с 8, 12, 14, 16 и 18 срезанными сторонами.

Была попытка выпуска стаканов и с нечётным количеством граней, а именно — с 17. Но от задумки быстро отказались по причине сложности технологического процесса. Чётное число требовало гораздо меньше усилий и затрат.

Важно! Количество граней напрямую влияло на стоимость. Чем их больше, тем выше цена.

Почему стакан стал губастым стакан

«Гранёный» — не единственное название популярного изделия. Модель В. Мухиной отличалась от имевшегося в те времена стакана одной деталью. Это ободок, который опоясывал верхний край изделия. Ободок не имел граней, а поэтому лучше прилегал к губам. И пить из него было удобнее.

губастый стакан

Такая особенность и привела к появлению нового названия — «губастый».

Но оно не стало последним.

Другие названия

Самый простой, казалось бы, предмет оказывается богат на имена! Вот как ещё его можно назвать.

другие названия

  • «Маленковский». Происходит от имени советского государственного деятеля Георгия Маленкова. В годы Великой Отечественной войны он входил в состав Государственного комитета обороны.

Справка! Георгий Маленков прославился среди солдат тем, что ввёл в ежедневный паёк служивых 200 гр водки.

Гранёный 250-мл стакан советского образца для защитников родины был в те года не только посудой, но и способом быстрого и более-менее точного отмера полагающейся нормы.

Считалось, что если налить «маленковский» до нижней грани верхнего ободка, то выйдет 200 мл, а если до верхней грани — 250 мл.

  • «Мухинский». Кому стакан обязан этим названием, объяснять не нужно. Так народ сохранил память о создателе советской модели посуды.
  • «Мальцовский». Ещё одна «зарубка» исторической памяти. Помните про стекольный завод на речке Гусь? Купец Аким Мальцов был первым директором этого завода, потому стакан и получил его имя, которым пользовались до революции.

Все 3 варианта прижились в народной среде. А в литературе и официальных источниках обычно употребляется слово «гранёный».

Рубрики: Посуда

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

// Remove bad images